В условиях Гатчинского района образовательная система зачастую оказывается не в состоянии удовлетворить огромный социальный спрос на качественное образование. Имеет место разрыв между образовательными потребностями обучающихся и существующими возможностями предоставления им выбора образовательных учреждений и траекторий получения образования. Расширение доступа к качественному образованию упирается в такие проблемы, как отток высококвалифицированных компетентных кадров из системы образования в другие отрасли экономики с более высоким уровнем зарплаты, старение кадрового корпуса педагогов, недостаток финансовых средств. Переход на нормативное финансирование автоматически не решает все проблемы образования.
Социальный опрос на начальное и среднее профессиональное образование в условиях Гатчинского района растет быстрее, чем объемы подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время заявленные работодателями потребности в квалифицированных рабочих и специалистах удовлетворяется на 25%. Решению этого вопроса может и должно способствовать выделение в достаточным объемах материальных и финансовых ресурсов, а также создание методологии прогнозо-аналитических исследований регионального рынка труда.
Не менее важная проблема — развитие системы непрерывного образования. Существующая сеть образовательных учреждений и ее ресурсные возможности не соответствуют возрастающим потребностям социума. Стратегические задачи развития Гатчинского района и системы образования как одной из отраслей социальной сферы требуют нового подхода.
И, наконец, опыт реализации предыдущих целевых программ развития образования показывает, что сложнейшие комплексные задачи модернизации системы образования не могут быть реализованы в рамках текущего бюджетного финансирования. Это противоречит логике программно-целевого подхода, в соответствии с которым планируемые к реализации мероприятия должны быть обеспечены целевым финансированием.